Лихачев доехал до музея

В Музее политической истории России открывается выставка, посвященная академику, первому почетному гражданину Санкт-Петербурга Дмитрию Лихачеву. К ее открытию была приурочена презентация книги российского-английского история Владислава Зубока «Дмитрий Лихачев. Жизнь и век». Церемония превратилась в небольшую дискуссию о Лихачеве и его подходе к истории, патриотизму, культуре.


Посмотреть на кабинет Дмитрия Лихачева, увидеть печатную машинку, на которой были набраны его труды по русской культуре, перьевую ручку академика, которой он писал черновики и письма. Вероятно, это было мечтой многих петербургских интеллигентов. Новая выставка в Музее политической истории позволяет воплотить эту мечту в жизнь.

Выставка «Лихачев о главном» приурочена к 110-летней годовщине со дня рождения ученого. Непосредственно перед открытием экспозиции состоялась презентация первой полной биографии Лихачева, составленной профессором Лондонской школы экономических и политических наук Владиславом Зубоком. Подготовка к презентации, к сожалению, была омрачена инцидентом на таможне, произошедшим несколько дней назад. Тогда у издательства «Вита Нова» возникли проблемы с тем, чтобы растаможить тираж книги, напечатанный в Финляндии.

Образ Дмитрия Лихачева давно стал культовым. Его общественная деятельность является одним из символов перестройки, а его научные труды посвящены русской истории и культуре – тем темам, которые сейчас вновь становятся крайне политизированными. Не удивительно поэтому, что разговор о фигуре Лихачева звучал в стенах музея крайне актуально и злободневно.

Отдельно автор биографии Лихачева в своем выступлении коснулся темы патриотизма в работах академика, оговорившись, что «в наше смутное время» она заслуживает особого внимания.

«Лихачев всегда был против попыток рассматривать Русь и Россию как закрытую особую цивилизацию. Был непримирим к евразийству с его географическим и этническим мифотворчеством. Вся история русской культуры для Лихачева – это история общего творчества народов и история внешних влияний, прежде всего, европейского. Насильственная смерть русской культуры необратима, говорил он. Нужно строить новую открытую европейскую культуру. Это будет задачей для молодежи. Лихачев считал, что старая Россия погибла вместе со старой культурой, уничтоженной репрессиями, войнами и советским китчем. Возрождение новой России возможно лишь через создание новой культуры, считал он. В 1991 году он говорил: “Стоит отнять универсализм и признать только свою национальную культуру, как гибнет свобода – и наоборот. Наша культура должна строиться на трех европейских основаниях: личном характере культуры, универсализме и творческой свободе”».

Также Зубок упомянул о взглядах академика на историю России и роль деспотизма в ней.

«В своих измышлениях Лихачев отвергал предопределенность московского деспотизма, – продолжал автор биографии Лихачева, – и не считал Киевскую Русь, новгородскую и псковскую демократии маргинальными для русской истории. Сталинская деспотия, по его мнению, была лишь историческим несчастьем, наваждением, а не предопределенным периодом истории. В той же степени приход Горбачева и мирный конец советской государственности воспринимался им как чудо».

«Лихачев был в молодости членом потешной «космической» академии, которая провозгласила принцип веселой науки в оппозиции «скучной» советской науке, – также отметил Владислав Зубок. – Всю жизнь ученый боролся за разнообразие научного творчества. Отстаивал право на существование всех и всяческих подходов. Не разделяя эти подходы сам, он отстаивал их право на существование».

Что касается самой выставки, подготовленной коллективом Музея политической истории России, то она выполнена в современной, стильной и очень дружелюбной для посетителя манере. Помимо «Рабочего кабинета Д. С. Лихачева» посетители смогут увидеть личные вещи ученого, включая мантии оксфордского и пражского университетов, его шляпу и трость. И все же основу экспозиции составляют письма, фотографии, записи публичных выступлений Лихачева, которые можно посмотреть на многочисленных экранах. В оформлении использованы изображения газет, плакатов, журналов. В том числе эпохи перестройки. Зрители могут прочитать кажущиеся сейчас почти невероятными заголовки вроде «Писатели требуют от правительства решительных действий».

«Так как мы Музей политической истории России, мы не пытались сделать чисто биографическую выставку в стиле «жил-был такой человек», – рассказала о концепции выставки заместитель заведующего научно-выставочным отделом музея Маргарита Самойлова. – Мы попытались показать главные вехи биографии Лихачева, которые интеллектуально и духовно обогатили этого человека. Показать те жизненные перипетии, которые сыграли важную роль и сформировали его мировоззрение и позволили Лихачеву стать в конечном итоге тем человеком, к которому будут прислушиваться и общество, и власть в 1980-х годах. Когда уже в 1989 году он стал народным депутатом по квоте фонда культуры, это был важный момент, когда он уже с трибуны мог на съезде говорить о самом главном: о спасении русской культуры, о национальном самосознании».

Выставка будет интересна всем тем, кто хочет взглянуть на историю России и, прежде всего, на историю советского периода глазами знаменитого академика. На то, чтобы сделать это, у петербуржцев и гостей города будет без малого четыре месяца. Выставка продлится до 31 марта 2016 года.

Константин Крылов

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно