Преступления без наказания
В убийствах Георгия Гапона и Григория Распутина до сих пор не поставлена точка. Такой вывод можно сделать, посетив выставку в Музее политической истории, посвященную этим историческим персонажам и обстоятельствам их смерти. Как отмечает куратор экспозиции Алексей Кулегин, представленные на ней документы дают возможность по-новому взглянуть на историю этих резонансных преступлений.
– Казалось бы, между Гапоном и Распутиным нет ничего общего, тем не менее сходство в их судьбах все-таки есть, – говорит Кулегин. – Оба из крестьянских семей, оба приехали в столицу из провинции, оба преуспели, приблизившись к сильным мира сего. Гапон – создав первую массовую легальную рабочую организацию, Распутин – став советчиком и наставником императорской четы. И тот и другой, несомненно, обладали даром привлекать к себе людей, а возможно, еще и определенными экстрасенсорными способностями. Накануне своей смерти оба стали объектами яростной кампании по их дискредитации и моральному уничтожению, в которой использовались самые грязные средства.
Отношение к Гапону в обществе поменялось на противоположное буквально за считанные месяцы. Вот страница из журнала «Волшебный фонарь», на которой Гапон изображен в аллегорическом образе святого Георгия, побеждающего змея царской бюрократии. Тут же рядом сатирические открытки «Гапониада», где его без обиняков обвиняют в том, что он провокатор, агент охранки.
Вокруг Распутина тоже ходили самые нелепые слухи. Доказательство тому – серия открыток «Сказка о Гришке», которую можно увидеть на выставке. Николай II выглядел там «Гришкиным слугой», императрица изображалась его послушной любовницей, а сам Распутин – хитрым коварным пьяницей и развратником...
Наконец, оба – и Гапон, и Распутин – оказались жертвами преступного заговора. Смерть обоих взбудоражила общество. Недаром вскрытию тела Гапона на даче в Озерках, где он был убит, власти придали публичный характер. Специально приглашенный фотограф запечатлел все это действо: один из жутковатых снимков, из архива кинофотофонодокументов, представлен на выставке.
В обоих случаях круг заговорщиков и убийц был в принципе известен, но никто не понес практически никакого наказания. Более того, сразу же после Февральской революции Временное правительство заявило о «ликвидации» дела Распутина и амнистии всех его участников. Кстати, до сих пор неизвестно, кто сделал последний, «контрольный», выстрел в голову «старца». Есть версии, что добивали его то ли английские агенты, то ли великий князь Дмитрий Павлович...
Характерно, что даже после своей смерти Распутин вызывал суеверный страх – отсюда почти детективные манипуляции по эксгумации его тела из могилы в Царском Селе и его таинственное сожжение, начавшееся в Пискаревском лесу, а закончившееся в котельной Политехнического института. Об этом тоже говорится на выставке.
У некоторых музейных артефактов, связанных с Гапоном и Распутиным, – странная судьба. К примеру, портсигар с дарственной надписью «Руководителю отцу Георгию Гапону от «Собрания русских фабрично-заводских и мастерских рабочих» остался только на фотографии. Сама реликвия, переданная в музей в 1918 году по распоряжению наркома просвещения Луначарского, была утрачена: скорее всего, от нее избавились после «ленинградского дела», когда фонды очищали от «вредных» и «чуждых» экспонатов.
Удивительная история с актом о сожжении тела Распутина, датированным мартом 1917 года. В 1930-х годах он был передан из музея революции в областной исторический архив, оттуда загадочно пропал в 1960-х годах. Обнаружили его в числе других документов со штампом музея в 1995 году... на помойке в поселке Песочный. Как он туда попал – за прошедшие двадцать лет выяснить так и не удалось. Главное, что теперь подлинник – снова в фондах музея.
Сергей Глезеров