Говоря о красивых домах Петроградской стороны, первым обычно называют дворец Кшесинской. Построенный в 1904-1906 годах, этот «манифест модерна» не случайно получил от Городской управы в 1910-м серебряную медаль на конкурсе лучших фасадов новых зданий Петербурга. После того как в Февральскую революцию особняк захватили мятежные солдаты, он стал одним из центров политических событий. Теперь здесь Музей политической истории России. О хозяйке дворца Матильде Кшесинской нам рассказала старший научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Мария Сенина.
— Мария Александровна, почему балерина поселилась так далеко от Мариинского театра, ведь этот район был тогда не очень-то престижным?
— Да, вы правы, это была провинциальная часть города. Но со строительством Троицкого моста она стала бурно развиваться. Здесь совпали две тенденции. Первая: постоянный роскошный мост — техническая новинка того времени — сделал эту часть города доступной. Вторая: здесь был почти пустой район, что давало свободу развитию нового архитектурного стиля модерн.Что касается театра... В 1904 году Кшесинской должно было исполниться 32 года. Это была взрослая женщина, мать. В феврале 1904-го она прекращает танцевать. В нашем музее хранится оформленная Львом Бакстом программка балета «Лебединое озеро», которым она завершила свою официальную карьеру.
— Значит, отдаленность от театра не имела никакого значения?
— Да, это потом она заявит, что хочет снова танцевать, что хочет вернуться, что в ее костюмах ни-кому выступать нельзя. Но официально она, пробыв в составе труппы 14 лет, ушла со сцены, а буквально через 2 месяца после бенефиса решилась на покупку этого участка и строительство особняка, поручив стройку известнейшему архитектору начала ХХ века Александру фон Гогену.
— Словом, денег не экономила...
— Финансовая сторона ее не волновала. И это самый задаваемый вопрос: на чьи средства был построен особняк? Во-первых, она продала свой дом на Английском проспекте, 18, который очень любила, который теснейшим образом был связан с любовной историей с цесаревичем Николаем Александровичем. Во-вторых, мы знаем о том, что к началу ХХ века Кшесинская имела близкие отношения с двумя великими князьями — Сергеем Михайловичем (родным внуком Николая I) и Андреем Владимировичем, который был двоюродным братом Николая II. Доход великого князя составлял 230 тысяч рублей в год, это совершенно колоссальные деньги в то время. Так что особняк был дорогим подарком обожаемой Матильде Феликсовне. А лично у нее соединились за-вершение карьеры и желание от-давать больше времени обожаемому сыну, единственному наследнику, и более того, это был не простой мальчик, а признанный правнук Александра II, к которому она особым образом относилась и для которого, собственно, и строила этот прекрасный дом.
Стройка шла в очень сложное время. Есть воспоминания, что деревянные доски строящегося особняка были покрыты пятнами человеческой крови, потому что это было одно из мест расстрела 9 января 1905 года. Совсем рядом на Каменноостровском проспекте для своей матери строит прекрасный доходный дом архитектор Лидваль. Архитектор Эрнст Вирих строит для Сергея Витте красивый особняк, сейчас там находится музыкальная школа. Строят доходные дома, определившие современный облик Петроградской стороны, архитекторы М. Лялевич, П. Мульханов и А. Лишневский. Петроградская сторона стала своеобразным полигоном для испытания нового стиля модерн, манифестом которого был дворец Кшесинской.
— А Брант поселился позднее?
— Дом Василия Бранта строил тоже архитектор императорского двора Роман Мельцер. Между особняками был высокий забор — понятно, что великосветские гости Кшесинской были совсем иного толка, не те, к которым привык Брант. Сохранение особняков — это уже заслуга архитектора Николая Надежина, для которого это была первая работа: в 1955-1957 годах он создал архитектурную конструкцию, самым щадящим образом соединившую особняки в одно. Объединив не только особняки, но и участки, Надежин смог создать небольшой сквер.
— Как же проходила здесь жизнь Кшесинской?
— Она была привлекательна особняком, но прежде всего своей личной жизнью. Слухи расходились как круги по воде, и печать не отставала от слухов, каждое событие в ее доме, каждый при-ем широко обсуждались. Благодаря покровительству великих князей Матильда Феликсовна вела роскошную жизнь. Собственный поезд отвозил ее на дачу в Стрельну. Праздники, Рождество, Новый год... Приходил маленький слоник, завернутый в клетчатый плед, клоун Дуров выступал. Летом был прекрасный сад, свой садовник-швейцарец был, корова была и коровница Катя. Вся повседневность Кшесинской была очень интерес-на публике начала ХХ века. Даже если ее не любили, делали хорошую мину при плохой игре, почитая за честь приглашение на вечер. Это был магнит, который притягивает... Ну а потом изгнание из особняка.
— Почему нацелились именно на этот дом?
— Он имел стратегическую привлекательность, не говоря о политических целях. Солдаты автобронедивизиона, квартировавшие на Малой Монетной (ныне Мичуринская), недовольные со-держанием в казармах, отлично знали уровень жизни балерины и считали несправедливым то, как живет соседка, вот и заняли ее особняк.— Она буквально бежала из дома, не успев ничего за-брать?— Надела скромное пальто с шиншиллой, взяла сына, фокстерьера Джиби и вместе с воспитателем сына ушла. Скиталась по городу, пока не уехала в Кисловодск. Какие-то ценные вещи она с собой взяла, но это были крохи по сравнению с тем, что имела. В воспоминаниях она пишет, что приходилось беречь две юбки — все, что у нее было. А в особняке остались две большие гардеробные, ведь она была женщина со вкусом, любила и умела одеваться, была законодательницей мод. У нас есть опись дра-гоценностей, которые балерина обожала. Например, диадема стоимостью почти 100 тысяч рублей — сумма, поражающая воображение.
— Я читала, что она была страстным игроком.
— Да, любила играть. В 1910-х годах они с Андреем Владимировичем приобрели виллу на юге Франции, которую назвали Маля. Перед Первой мировой войной весело проводили время — Ницца, Монте-Карло. Матильда любила ставить на число 17 (в 17 лет произошла роковая встреча с наследником трона). Вышла замуж за Андрея Владимировича 27 я-варя 1921 года. В 1925 году приняла православие с именем Мария. На надгробии она именно Мария Феликсовна...
Беседовала Елена Тарасенко