В центре выставки - картина «Таран Харитонова», созданная во второй половине 1940-х годов известным художником Вячеславом Пакулиным и Николаем Пильщиковым, пилотом - участником боев. Петр Харитонов совершил таран в самом начале войны и 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. Картина входила в экспозицию Музея обороны и блокады Ленинграда, а после его закрытия попала в Музей революции - предшественника ГМПИР.
Картину дополняет эскиз открытки Пильщикова с портретом Харитонова.
Владимир Малагис был соратником Пакулина по объединению «Круг художников», ему принадлежит «Портрет торфяницы Морозовой», эта женщина трудилась на торфоразработках, где было много тяжелого ручного труда. Но в топливе остро нуждались электростанции, снабжавшие энергией осажденный Ленинград.
Театральная художница Татьяна Визель, имея альпинистскую подготовку, участвовала в работах по маскировке блокадного города. На рисунке «Установка маскировки на шпиле Адмиралтейства» она изобразила свою напарницу Ольгу Фирсову, обе находились в этот момент на семидесятиметровой высоте.
Несколько лет назад музей приобрел три блокадных рисунка Николая Муратова - «Трамвай идет на фронт (Стрельна)», «Последние впечатления» и «Смольный», а также серию автолитографий Елены Матрилла «Ленинградцы 1941 - 1942 гг.». Она была создана после войны, но художница пережила блокаду и навсегда запомнила те трагические дни.
Впервые демонстрируется акварельный портрет Василия Цветнова с дарственной надписью: «Первый набросок в коллекции В. И. Цветнова от К. Рудакова. 1942». Политработник полковник Цветнов был коллекционером. Кроме этого рисунка на выставке представлены портреты моряков и летчиков из этой коллекции, созданные лидерами ленинградского искусства - Георгием Верейским и Юрием Непринцевым.
Серия Михаила Векслера называется «Переход Высшего технического училища ВМФ через Ладожское озеро. Декабрь 1941 года». Художник, работавший в училище преподавателем маскировки, с натуры изображает людей, повозки, головы лошадей, застрявшие во льду грузовики... Векслер был активным участником «витебского ренессанса» - так сейчас принято называть период 1918 - 1922 годов, когда в этом городе собрался цвет русского авангарда, прославившего Витебск на весь мир.
Выставку завершают два знаменитых эстампа Александра Харшака - «За водой» и «Раненый ребенок», которые стали символами гражданского сопротивления ленинградцев.
Автор: Дмитрий Иванов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6608) от 22.01.2020 под заголовком «Графика подвига».