В Мзее политической истории России представили новую экспозицию — «Слово каждое — снаряд». Она посвящена общественно-политической частушке ХХ века. На выставке можно проследить поэтапное развитие деревенского фольклора: от русско-японской войны до хрущёвских экспериментов с кукурузой.
Общественно-политическая частушка появилась после отмены крепостного права, рассказал один из авторов новой выставки Иван Петухов. До этого в устном народном творчестве преобладали любовные и бытовые темы.
Кстати: изобретателем самого слова «частушка» считают демократа и писателя-разночинца Глеба Успенского. Он ввёл его в оборот ещё в 1889 году.Экспозиция новой выставки поделена на несколько частей: от русско-японской войны до второй половины ХХ века.
— Главными событиями, которые влияли на крестьянский мир, были войны. Войны вырывали молодых мужчин. Поэтому традиционная рекрутская тема в частушках звучит очень активно, — рассказал Иван Петухов.
Так, много куплетов в начале ХХ века слагалось о русско-японской и Первой мировой войнах:
***
Мы таку войну устроим,
Всю Японию разроем.
Англичане ни почем,
Закидаем кирпичом.
***
На Германской-то границе
Мой милаша воевал.
За Российскую державу
Кровь горячу проливал.
***
Дума в Питере сидит,
Важно заседает:
Про мужицкие нужды
Ничего не знает.
Зачастую простой народ в своём творчестве обращался к известным людям. Так, например, сильно «доставалось» Григорию Распутину:
***
На Распутине рубашка,
Вышивала её Сашка.
На Распутине порточки,
Вышивали царски дочки.
Советская власть сразу оценила пропагандистский потенциал частушки. Во время гражданской войны вновь вернулась рекрутская тематика — песенные куплеты прославляли Красную армию, агитировали за коммунистов. Даже знаменитые Окна РОСТА заимствовали у народного творчества особые форму и ритм для своих плакатов. Как отмечает Иван Петухов, ключевым мотивом частушек тех лет было «Яблочко», вышедшее из украинской народной песни.
С приходом НЭПа агитационный накал в частушках несколько спал. В песенном творчестве тех лет есть как пропагандистские куплеты, так и критикующие власть:
***
Хоть и гладит брюхо НЭП,
Но власть не будет барская:
С каждым годом всё дружней
Сила пролетарская.
***
Коммунисты, коммунисты,
Удалы головушки.
Научитесь торговать
На родной сторонушке.
Власть при Сталине вновь взялась за частушки: культ личность вождя строился и за счёт доступной и понятной песни для простого народа. Однако далеко не все из крестьян с восторгом встречали раскулачивание и коллективизацию. К сожалению, на выставке этому уделено не так много внимания.
Некоторые посетители отметили, что акцент сделан на пропагандистскую частушку. В то время как «острые» антисоветские куплеты теряются на её фоне. Так, на большом стенде о сталинском периоде оппозиционному творчеству авторы выделили лишь маленький раздел. О репрессиях за исполнение и сбор «неугодных» частушек также сказано мало. Экспозиция рассказывает только одну историю — о писателе Артёме Весёлом. Он в 1936-м году опубликовал сборник «Частушки колхозных деревень», из которого цензоры и так убрали раздел с кулацкими, хулиганскими и воровскими куплетами, а через год Весёлого арестовали по обвинению в антисоветской и террористической деятельности, в 1938-м — расстреляли.
***
Гитлер хвастался крикливо
Сталинград в два счёта взять.
Заварил там Гитлер пива,
Да не может расхлебать.
После войны частушка медленно превратилась из народного жанра в эстрадный. Встречались ещё отдельные куплеты, высмеивающие, например, нелепую кампанию по выращиванию кукурузы при Хрущеве. Но в основном народное творчество в унисон запело со сцены о достижениях властей.
В 1960—1980-е годы политическая частушка уступила своё место анекдоту: урбанизация Советского Союза превратила её из народного творчества в эстрадно-пропагандистское.
Авторы выставки отмечают, что частушки рождались среди простого народа. Значит, и язык должен быть подобающий — рабоче-крестьянский. Однако по всей экспозиции можно встретить только «приглаженные» куплеты — нет ни одной матерной песенки.
В каждом из разделов новой выставки собраны разные предметы крестьянского быта и произведения декоративно-прикладного искусства тех лет. Можно не только прочитать собранные частушки, но и послушать их на архивных видео.