«Дума в Питере сидит, важно заседает: про мужицкие нужды ничего не знает»

В Мзее политической истории России представили новую экспозицию — «Слово каждое — снаряд». Она посвящена общественно-политической частушке ХХ века. На выставке можно проследить поэтапное развитие деревенского фольклора: от русско-японской войны до хрущёвских экспериментов с кукурузой.

Общественно-политическая частушка появилась после отмены крепостного права, рассказал один из авторов новой выставки Иван Петухов. До этого в устном народном творчестве преобладали любовные и бытовые темы.

Кстати: изобретателем самого слова «частушка» считают демократа и писателя-разночинца Глеба Успенского. Он ввёл его в оборот ещё в 1889 году.

Экспозиция новой выставки поделена на несколько частей: от русско-японской войны до второй половины ХХ века.

— Главными событиями, которые влияли на крестьянский мир, были войны. Войны вырывали молодых мужчин. Поэтому традиционная рекрутская тема в частушках звучит очень активно, — рассказал Иван Петухов.

Так, много куплетов в начале ХХ века слагалось о русско-японской и Первой мировой войнах:

***
Мы таку войну устроим,
Всю Японию разроем.
Англичане ни почем,
Закидаем кирпичом.

***
На Германской-то границе
Мой милаша воевал.
За Российскую державу
Кровь горячу проливал.


История

Куплеты стали так популярны в конце XIX века благодаря распространению музыкальных инструментов. Традиционно исполняли весёлые песенки под аккомпанемент балалайки и тальянки — однорядной гармошки. Считается, что своё имя она получила из-за бродячих музыкантов, которых в народе называли «итальянцами». Впрочем, инструмент пришёл в Россию из Германии, поделился Иван Петухов. Легендарной тальянке посвящали собственные частушки:

***
Застучали новы саночки,
У наших у ворот,
Заиграл милый в тальяночку —
Собрался весь народ.

По-настоящему политические частушки появились после революции 1905 года. Тогда в куплетах стали активно критиковать власть:

***
Дума в Питере сидит,
Важно заседает:
Про мужицкие нужды
Ничего не знает.

Зачастую простой народ в своём творчестве обращался к известным людям. Так, например, сильно «доставалось» Григорию Распутину:

***
На Распутине рубашка,
Вышивала её Сашка.
На Распутине порточки,
Вышивали царски дочки.

Советская власть сразу оценила пропагандистский потенциал частушки. Во время гражданской войны вновь вернулась рекрутская тематика — песенные куплеты прославляли Красную армию, агитировали за коммунистов. Даже знаменитые Окна РОСТА заимствовали у народного творчества особые форму и ритм для своих плакатов. Как отмечает Иван Петухов, ключевым мотивом частушек тех лет было «Яблочко», вышедшее из украинской народной песни.

С приходом НЭПа агитационный накал в частушках несколько спал. В песенном творчестве тех лет есть как пропагандистские куплеты, так и критикующие власть:

***
Хоть и гладит брюхо НЭП,
Но власть не будет барская:
С каждым годом всё дружней
Сила пролетарская.

***
Коммунисты, коммунисты,
Удалы головушки.
Научитесь торговать
На родной сторонушке.

Власть при Сталине вновь взялась за частушки: культ личность вождя строился и за счёт доступной и понятной песни для простого народа. Однако далеко не все из крестьян с восторгом встречали раскулачивание и коллективизацию. К сожалению, на выставке этому уделено не так много внимания.

Некоторые посетители отметили, что акцент сделан на пропагандистскую частушку. В то время как «острые» антисоветские куплеты теряются на её фоне. Так, на большом стенде о сталинском периоде оппозиционному творчеству авторы выделили лишь маленький раздел. О репрессиях за исполнение и сбор «неугодных» частушек также сказано мало. Экспозиция рассказывает только одну историю — о писателе Артёме Весёлом. Он в 1936-м году опубликовал сборник «Частушки колхозных деревень», из которого цензоры и так убрали раздел с кулацкими, хулиганскими и воровскими куплетами, а через год Весёлого арестовали по обвинению в антисоветской и террористической деятельности, в 1938-м — расстреляли.

«Вольнодумие» в народном творчестве, судя по экспозиции, допускалось только до Великой Отечественной войны. Во время неё куплеты вновь встали на агитационные рельсы: прославляли Красную армию, клеймили фашистов и Гитлера.

***
Гитлер хвастался крикливо
Сталинград в два счёта взять.
Заварил там Гитлер пива,
Да не может расхлебать.

После войны частушка медленно превратилась из народного жанра в эстрадный. Встречались ещё отдельные куплеты, высмеивающие, например, нелепую кампанию по выращиванию кукурузы при Хрущеве. Но в основном народное творчество в унисон запело со сцены о достижениях властей.

В 1960—1980-е годы политическая частушка уступила своё место анекдоту: урбанизация Советского Союза превратила её из народного творчества в эстрадно-пропагандистское.

Авторы выставки отмечают, что частушки рождались среди простого народа. Значит, и язык должен быть подобающий — рабоче-крестьянский. Однако по всей экспозиции можно встретить только «приглаженные» куплеты — нет ни одной матерной песенки.

В каждом из разделов новой выставки собраны разные предметы крестьянского быта и произведения декоративно-прикладного искусства тех лет. Можно не только прочитать собранные частушки, но и послушать их на архивных видео.

Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно