80 лет назад в Японии был вынесен смертный приговор знаменитому советскому разведчику.
Имя этого человека давно уже вошло в разряд легенд.
И, как всякая легенда, оно обросло небылицами. При этом в Государственном музее политической истории России находятся подлинные личные вещи Рихарда Зорге. И «Петербургский дневник» вместе с музейными сотрудниками попробовал выяснить, что же могут эти немые свидетели рассказать о самом разведчике.
Оживший «портрет»
Прямо на наших глазах ответственный хранитель фонда вещественных реликвий Ирина Селина крайне бережно извлекает из белого тканевого кофра один из самых ценных музейных экспонатов – темно-коричневое кожаное пальто Рихарда Зорге, которое он носил в Японии.
«Сразу видно, что это довольно дорогая вещь. Пальто делового человека, строгое, ничего лишнего, но при этом довольно стильное. И шилось оно, судя по покрою, на заказ, – делится хранитель. – Об этом свидетельствует и такая маленькая деталь, как петелька, пришитая с внешней стороны ворота. Так обычно никогда не делается. И можно с большой долей уверенности предполагать, что ради удобства об этом попросил сам Зорге».
Петелька эта, кстати, маленькая, да удаленькая, ведь пальто само по себе довольно тяжелое: оно сшито из очень плотной толстой кожи, у него утепленная подкладка, да к тому же когда-то была еще и внутренняя подстежка, которая не сохранилась.
Состояние же самого пальто очень хорошее. Несмотря на то что его носили, на нем нет царапин и повреждений. Уцелели даже все тонкой работы, вырезанные из дерева пуговицы. «И это тоже многое говорит о характере человека, – отмечает Ирина Селина. – К примеру, судя по тому, как выглядят петли для тех же пуговиц, видно, что пальто расстегивали и застегивали аккуратно, без рывков».
А при виде извлеченного из специального пакета темно-серого шелкового кашне с рельефным рисунком (тоже принадлежавшего Зорге) можно сделать вывод еще и о том, что выдающийся разведчик не только был бережливым и рациональным человеком, но и обладал безошибочным чувством красоты. И когда хранитель музея надела на манекен кожаное пальто, украсив его великолепным кашне, у всех присутствовавших при этом «священнодействии» возникло странное и стойкое ощущение, что мы увидели своего рода оживший портрет Рихарда Зорге. Тем более, что эти предметы крайне редко (и ненадолго) покидают пределы хранилища, где поддерживаются постоянная температура и уровень влажности – все-таки из довольно чувствительных к внешней среде материалов они изготовлены. Да и возраст у них солидный. И потому они требуют поистине нежного к себе отношения.
«По роду своей профессии я тесно общаюсь с предметами, принадлежавшими известным личностям, – признается Ирина Селина. – И некоторые из экспонатов несут в себе некое раздражение, тревогу. А у вещей Рихарда Зорге очень хорошая энергетика. Когда я прикасаюсь к ним, не испытываю ни малейшего дискомфорта»...
Читать дальше.