Авторы выставки попытались представить историю через предметы. Нательный крест, детские рубашечки — патриархальные атрибуты семьи, которую ребенок терял, попадая на улицу. Он утрачивал порой даже имя, его заменяло прозвище, кличка. Беспризорники сбивались в стаи, воры и бандиты брали их себе в «подмастерья». Тут уже и артефакты представлены соответствующие — нож, револьвер, кастет…
Львиная доля экспонатов выставки — фотографии и документы. Рассказ об общественных организациях, в том числе иностранных, которые в годы Гражданской войны и после нее помогали российским беспризорникам. О людях, которые в этом участвовали. В их числе — бывший министр Временного правительства Николай Кишкин, возглавлявший во время Гражданской войны Лигу спасения детей. В ее работе участвовала жена Максима Горького — Екатерина Пешкова.
Масштаб бедствия потрясает: к 1922 году, по данным современных историков, в России были семь миллионов беспризорников!..
Среди экспонатов — письмо шведского коммуниста Линдквиста, который хотел открыть приют в Москве, и поначалу власти даже были готовы выделить ему помещение, но затем отказали: мол, сами обеспечим своих детей всем необходимым. Рядом — страстное обращение священника Ивана Лихачева, который еще до революции приобрел большой опыт организации помощи детям, потерявшим семьи. Он был готов организовать в одном из московских монастырей приют с мастерскими, а под Москвой — земледельческую колонию. Но и ему было отказано — причем только потому, что он представитель церкви.
— Борьбу с брошенными детьми государство решительно взяло в свои руки, — говорит Чиркова. — Дело было принципиальное, поскольку речь шла о масштабном эксперименте по перевоспитанию, «перековке» беспризорников в рамках всей страны. Его главные вдохновители — Ленин, Крупская, Луначарский, а также Дзержинский, который возглавил Комиссию по улучшению жизни детей, сокращенно КУЖД.
Среди площадок подобной «перековки» были трудовые коммуны, и материалы о них тоже представлены в экспозиции. Одной из первых была Болшевская в Подмосковье: она расположилась в бывшем имении фабриканта, в которой действовал совхоз ВЧК.
Первых воспитанников туда набрали из Бутырской тюрьмы. Конечно же, они сразу хотели убежать, но были остановлены тем… что в коммуне их никто не стережет. А спустя некоторое время они уже сами поехали в тюрьму набирать «новобранцев» в колонию.
За успехи болшевцы подлежали амнистии: из тюрьмы приезжали сотрудники с уголовными делами бывших беспризорников и публично, на сцене, разрывали эти документы в клочья… Со временем Болшевская колония превратилась в огромный производственный комбинат: здесь действовали обувная и трикотажная фабрика, изготавливали лыжи и теннисные ракетки.
Увы, финал у этой истории был печальный. Во время большого террора 1937 – 1938 годов многие преподаватели и даже бывшие воспитанники этой коммуны были репрессированы.
Конечно, вспоминают создатели экспозиции и про легендарную «республику ШКИД». Точнее, про школу социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых.
Многие хорошо помнят по повести и фильму руководителя школы, известного под прозвищем Викниксор (его блистательно сыграл Сергей Юрский), но мало кто представляет личность его реального прототипа — педагога Виктора Сороки-Росинского. Кстати, его критиковала Крупская, упрекая в том, что он воспитывает детей «буржуазными методами», увлекается творческими делами, не уделяет должного внимания политзанятиям и физическому труду. Даже назвала его учебное заведение «советской бурсой»…
И завершает выставку галерея «выдающихся беспризорников». В их числе — писатель-фантаст Иван Ефремов, один из участников советского атомного проекта Лев Арцимович, актриса Анастасия Георгиевская, основатель Новосибирского академгородка Сергей Христианович. У каждого из них были свои причины оказаться в 1920‑х годах «детьми улиц», что, однако, не помешало им в дальнейшем достичь больших высот.
Сергей Глезеров
Фото: Дмитрий Соколов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (7283) от 25.10.2022 под заголовком «Эксперимент по «перековке»».