Музей политической истории России открыл главную выставку 2022 года «Политика и музыка», которая рассчитана на многомесячный показ. 1000 документов и 70 аудиозаписей из архивов и музеев наглядно показывают, что два понятия, заложенные в название проекта, если не синонимы, то ближайшие родственники.
Временные рамки такие. От 1857 года – времени создания Русского музыкального общества, вскоре ставшего императорским, до недавних концертов Валерия Гергиева на руинах Пальмиры. Звукозаписи – от «Боже, царя храни» до песен Александра Галича. Чтобы все рассмотреть и прослушать, необходимо (по оценке опытных людей), отвести полный день.
Выбор “Города 812” (по хронологии)
Открытки 1905 года с текстами и нотами песен «Отречемся от старого мира» (на музыку «Марсельезы»), изданную группой социалистов-революционеров и народовольческий гимн «Смело друзья, не теряйте».
Афиша «Прощальный концерт пианиста Владимира Горовица в Большом зале Государственной филармонии». Указана дата – «Воскресенье 11 ноября». Этот день был воскресеньем в 1923 году. На самом деле, музыкант уехал в 1925-м, но не скрывал, что возвращаться не собирается. Но он вернулся через 61 год. В 1986 году 20 апреля в Москве и 27 апреля в Ленинграде состоялись два концерта великого пианиста, которому было за восемьдесят. Билеты на концерты не продавались, они разошлись по своим. Московский концерт транслировался на весь мир. Те меломаны, которым посчастливилось попасть в зал, вспоминают об игре Горовица до сих пор.
Платье «Комсомолка» для балета Дмитрий Шостаковича «Болт». 1931. Постановку в Ленинградском театре оперы и балета (потом – Кировском, теперь снова Мариинском) довели до генеральной репетиции, которая прошла с огромным успехом. Но премьеру большевики запретили. Сюжет был такой: несознательный рабочий, уволенный за пьянство, решил подложить в станок болт и остановить работу завода. Его замысел вовремя раскрыли и все закончилось хорошо. Вероятно, идея индустриализации должна была оставаться непрочной. Сейчас запрет балета объясняют тем, что идея индустриализации должна оставаться непорочной.
Записка КГБ СССР в ЦК КПСС о нежелательности выезда в капстраны дирижера Евгения Мравинского и его оркестра. 1963. Без комментариев.
Рукопись песни Александра Городницкого «Монолог маршала». 1967. Она была исполнена 30 января 1968 года в ленинградском Доме писателей. Тот вечер известен теперь, прежде всего, по выступлению самого знаменитого участника – Иосифа Бродского и доносу на организаторов вечера.
Письмо от комсомольского вождя в ЦК КПСС (29 марта 1968) о фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке.
Афиша группы ДДТ с рисунками Юрия Шевчука. 1989.
Текст и фото: Вадим Шувалов
Источник: Город 812