В Музее политической истории России открылась выставка «Фабрика народных талантов», посвященная художественному самодеятельному творчеству. Кураторы — Диана Крецу и Алексей Бойко выбрали 51 из нескольких тысяч фотографий на эту тему из фондов музея. Большинство экспонируются впервые.
Драмбригада спичечной фабрики в Грузине. 1935 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей Бойко, фотографическая коллекция собирается с первых дней существования музея. Часто на отпечатках не указаны имена авторов. Возможно, они сделаны любителями. Но ряд фотографий созданы классиками — ателье Карла Буллы и сыновей, Яковом Халипом, Эммануилом Евзерихиным, Василием Федосеевым.
Самый ранний снимок относится к 1915 году. В кадре — артист фронтовой самодеятельности в гриме германского императора Вильгельма II. Старается сделать страшное лицо. 7 ноября 1920 года, в третью годовщину Октябрьской революции, на Дворцовой площади был показан уличный спектакль «Взятие Зимнего дворца». Известный театральный режиссер Николай Евреинов «бросил в бой» восемь тысяч актеров-любителей. На одном снимке показана репетиция массовки, на другом — Евреинов среди артистов.
Любопытна фотография «Занятия хора рабочих и работниц во Дворце пролетарской культуры». Дамские шляпки и мужские канотье выдают социальное происхождение музицирующих. Оно явно не пролетарское. А вот снимку «Комсомольский актив города Боровичи — участник театрализованного представления «Свержение самодержавия» веришь. Костюмы офицеров плохо сидят на участниках спектакля.
Первые годы советской власти стали временем расцвета самодеятельных театров по всей стране. В уездном Галиче любители играют сложную пьесу Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Драмбригада спичечной фабрики им. Ленина в поселке Грузино ставит пьесу Александра Островского «Не так живи, как хочется». Артисты с явным удовольствием позируют фотографу. Спектакль по повести Валентина Катаева «Растратчики» поставили в ленинградском профсоюзе «Пищевкус». Снимок запечатлел сцену кражи народных денег.
Дух времени ощущается в фотографии «Стахановка-ватерщица бумагопрядильной фабрики «Равенство» Е. Н. Леднева — исполнительница лезгинки на бале-маскараде в ДК им. Горького». Девушка не только прядильный станок освоила, но и мужскую партию исполняет.
Самый известный снимок на выставке — военный. Яков Халип назвал его «Ноктюрн 1943 года». Солдат-санитар Виктор Мирошников играет на скрипке на фоне руин дома. Много лет спустя скрипач рассказывал об этом концерте и бойцах, которые слушали его и вспоминали родных.
Два знаковых снимка относятся к оттепельному 1956 году. На одном — хореографический коллектив ДК им. Горького исполняет танец на музыку Антонина Дворжака в постановке Юрия Григоровича. Вскоре он станет главным балетмейстером Большого театра. На другом снимке — одно из первых выступлений Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба» в ДК «Маяк» Адмиралтейского завода.
Две фотографии классиков бардовской песни — Александра Галича и Евгения Клячкина — относятся к 1960‑м годам. Этот жанр числился самодеятельностью, и это давало возможность авторам получать концертные площадки. Выставку завершают снимки, сделанные на БАМе. Кроме ансамблей стройбата и работников механизированной колонны № 131 показано выступление детей ленинградских строителей БАМа. Мальчишки сражаются на шпагах.
Кураторы дополнили фотографии несколькими народными костюмами и музыкальными инструментами. Самый трогательный экспонат — «Гусли пикколо». В 1925 году хор гусляров фабрики «Красный треугольник» подарил их культотделу Ленинградского губернского совета профсоюзов. Зачем чиновникам гусли, да еще миниатюрные, непонятно. Но подарок — от чистого сердца.