Вожди и Горький. Новая выставка в музее политической истории России

Произведения Максима Горького отнюдь не устарели, их время совершенно не прошло. Этот поистине великий писатель и драматург просто не может устареть, он нуждается в переосмыслении и новом прочтении — театральном, музыкальном, кинематографическом. Таковы основные тезисы, порой не всегда бесспорные, прозвучавшие в ходе дискуссии, посвященной 155‑летию со дня рождения писателя. «Круглый стол» предварял открытие выставки «МАКСИМально Горький».

 Так получилось, что мы долгое время проходили мимо Горького, хотя он в 1919 году был среди учредителей нашего музея, — говорит Александр Смирнов, руководитель авторского коллектива, готовившего выставку. — Но эта экспозиция, скорее, даже не о нем, а о нашей стране глазами писателя. Если кто‑то хочет понять пути и альтернативы российской истории первых десятилетий ХХ века, то от фигуры Горького никак не уйти…

По словам Смирнова, он не слишком разделяет уверенность участников дискуссии, что произведения Горького сегодня востребованы: в двадцатку самых читаемых писателей России, судя по недавним соцопросам, он не входит. Поэтому фигура Горького как литератора, наверное, будет уходить в прошлое, а вот как мыслителя, который хотел понять душу русского народа, загадку России, останется актуальной.

О чем речь? На выставке представлен мировоззренческий очерк писателя «О русском кресть­янстве», изданный в начале 1920‑х годов в Берлине. Или такое произведение, как «Исповедь», — по форме художественное, но по сути философское: Горький, отвергнув церковь, начал заниматься «богостроительством». Понимая значение и силу религии, Горький место бога уготовил человечеству, объединенному в коллектив, где простой человек сможет обрести бессмертие.

 Пожалуй, никто, кроме Горького, не смог в художественной форме осмыслить интеллектуальную жизнь дореволюционной образованной части общества. И мы напоминаем слова, произнесенные главным героем «Жизни Клима Самгина»: «Интеллигент — это каторжник, прикованный к тачке истории». Первая часть еще незавершенного тогда романа была опубликована в журнале «Красная новь», она представлена в нашей экспозиции, — поясняет Смирнов.

Конечно, на выставке немало внимания уделено «Несвоевременным мыслям» Горького. Написанные в 1917 году, они были совершенно неприкрыто направлены против большевиков. Почему власти потом простили ему этот эпизод биографии или, по крайней мере, сделали вид, что этого не было?

 Думаю, что здесь более сложная история. Между большевиками и Горьким было больше общего, нежели разногласий. Ленин писал Горькому, что между ними нет политических расхождений, а все гневные статьи писателя  результат больного воображения и нервного напряжения. И Ленин по большому счету был прав, — отмечает Смирнов.

Самое главное опасение Горького состояло в том, что революционная стихия разрушит хрупкую культуру. Но после покушения на Ленина летом 1918 года Горький пришел к выводу, что контрреволюция гораздо более опасна, нежели большевики. Он не отрекся от «Несвоевременных мыслей», просто и Горький, и большевики были утопистами, верившими, что прогресс через насилие может изменить Россию.

Недаром выставка начинается с романа «Мать». Один из его героев, революционер Андрей, говорит, что ради революции готов переступить через родных и близких. И эта точка зрения, по всей видимости, была близка Горькому. Поэтому само по себе насилие его никогда не пугало…

Один из мотивов выставки — личные отношения Горького и Ленина. Среди экспонатов — статья писателя про Владимира Ильича, напечатанная в 1920 году в журнале «Коммунистический Интернационал». Когда Ленин прочитал ее, то заявил, что в ней «нет не только ничего коммунистического, но много антикоммунистического». Вышло даже постановление Политбюро, запрещавшее Горькому печататься в центральном органе Коминтерна.

А все почему? Горький высказался о Ленине без всяких славословий, пытался осмыслить его роль в истории: «Продолжаю думать… что для Ленина Россия — только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных…».

 Горький до самого конца жизни продолжал оставаться искренним утопистом. В начале 1930‑х годов его буквально ослепила вера в мощь коллективизма, в технический прогресс. Ему показалось, что Сталин осуществляет сказку, которая вот-вот станет былью. В одном из писем вождю он упрекал того, что тот недостаточно превозносит достижения СССР, — говорит куратор выставки. — После чего Сталин дал Горькому добро на издание журнала «Наши достижения», чтобы тот пропагандировал успехи страны в индуст­риальном прогрессе.

И опять‑таки Горький был совершенно искренен, когда задумал написать пьесу о врагах советской власти. Среди экспонатов выставки — письмо Сталина Горькому, датированное октябрем 1930 года: «Говорят, что пишете пьесу о вредителях, и Вы не прочь были бы получить материал соответствующий. Я собрал новый материал о вредителях и посылаю Вам на днях. Скоро получите». Пьеса была написана («Сомов и другие»), но она оказалась слабой и не была поставлена на театральных подмостках…

Упоение успехами советской страны, однако, не мешало Горькому видеть и обратную сторону происходившего. И он как мог пытался хоть кого‑то спасти. Например, добился, чтобы Виталия Бианки освободили из ссылки, разрешили переехать сначала в Новгород, а затем в Ленинград, и уже совсем скоро тот начал ­публиковать свои произведения. Горький протестовал против травли Шостаковича в газетах, обращаясь по этому поводу даже напрямую к Сталину…

Так как же сегодня воспринимать Горького? Как основателя соцреализма, певца советской страны или как оппонента Ленина, ницшеанца и богостроителя? Ответ попытался дать модератор «круглого стола» Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы: «Горький — это и одно, и другое, и третье. Он остается гигантской фигурой, которая еще долго будет притягивать к себе».

Сергей Глезеров
Адрес:

Санкт-Петербург, ул. Куйбышева 2-4

Телефоны:

(812) 600-20-00, (812) 233-70-52,

Разработка сайта:

© 2004-2024  Государственный музей политической истории России

Мы используем cookie

Во время посещения сайта ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.   Подробнее

Понятно